В рамках InterFoodUral 2018 в Екатеринбурге прошла первая выставка производителей иван-чая. Инициатором презентации крупнейших производителей целебного напитка выступила компания "Айдиго" при поддержке Уральской ТПП. На выставке был организован "Русский чайный дом", объединивший 12 компаний из Урала и Сибири.
Как рассказал основатель компании "Айдиго" Дмитрий Синицын, на одной площадке удалось собрать ведущих производителей иван-чая в России, которые обсудили технологии, обменялись опытом и высказали идеи, как следует развивать отрасль дальше. Собрав коллег всех вместе, компания "Айдиго" поставила перед собой амбициозную цель: создать объединение производителей иван-чая, которое бы способствовало развитию рынка и вытеснению традиционного чая.
Сегодня в России производится около 500 тонн иван-чая, что составляет мизерную долю на чайном рынке (в страну ввозится более 150 тысяч тонн традиционного чая). В царской России, утверждает генеральный директор ООО "МОЖНО" Александр Масютин, иван-чай занимал треть российского рынка чая. Кипрей (так называется трава, из которой делают иван-чай) тогда собирали целыми деревнями. Когда-то иван-чай был на втором месте по экспорту в Европу, опережая меха, золото, пеньку и был не менее популярен, чем китайский шелк.
Приверженность предков к иван-чаю объясняется просто: как показали современные исследования, в кипрее содержится витамина С в шесть раз больше, чем в лимонах, и в три раза больше, чем в апельсинах. По количеству антиоксидантов иван-чай соперничает с натуральным красным вином и зеленым чаем, и поэтому его употребление служит профилактикой онкологических заболеваний. Кроме того, как утверждают сотрудники компании "Айдиго", кипрей быстро насыщает организм энергией, обладает антисептическим свойством.
Целебные свойства иван-чая, убежден президент "Чайного дома "Чистота" Василий Кубарь, позволят выиграть конкуренцию у зеленого китайского чая. "Я исколесил весь Китай, изучил культуру пития и философию потребления чая. Но со временем я отошел от потребления китайского. Он мне перестал нравиться, и поэтому я уверен, что когда люди начнут испивать иван-чай, они сами откажутся от китайского напитка", – отметил Василий Кубарь.
Дмитрий Синицын:
- Потребление иван-чая в России в последние три года растет по 300 % в год. Но он занимает мизерную долю на рынке чайных напитков, и поэтому главная наша задача сегодня – выработать критерии оценки напитка, а также стандарты производства и маркировки готовой продукции. Они нужны для того, чтобы чаеразвесочная фабрика начала относиться к производству иван-чая как к настоящему бизнесу. Наличие стандартов позволит реализаторам без особых проблем закупать иван-чай на бирже, как они сегодня делают в Индии или Китае, и расфасовывать в тару. У мелких и средних производителей иван-чая значительно расширятся возможности для сбыта своей продукции. С целебным исконно русским напитком можно будет выйти на международный рынок.
Василий Кубарь:
- Мы проводили исследование с участием студентов, которые 30 дней употребляли иван-чай. У них регулярно брали кровь и измеряли уровень холестерина, активность каталазы (фермента, который чистит кровь) и нейропсихического напряжения. Все параметры оказались в в плюсе: холестерин снизился, напряжение нервное уменьшилось. Как отметили студенты, спали они как убитые. Кроме того, мы недавно направили на исследование в Ханты-Мансийскую медицинскую академию десять сортов иван-чая, которые подтвердили уникальные химико-физические и биологических свойства кипрея. Он действительно содержит много витаминов и обладает лечебными свойствами.
Александр Масютин:
- Я знаю, что в Китае существует специальная программа по ограничению рождаемости. Оказывается, особые сорта зеленого чая влияют на потенцию, и поэтому их применяют для снижения населения. А я бы хотел, чтобы население в России увеличилось. Менделеев прогнозировал, что к 1980 году в Российской империи будет проживать 600 млн. человек, потому что тогда мало кто пил китайский чай. Пили, в основном, иван-чай, душицу, чабрец, потому что они сохраняли здоровье и продлевали жизнь.