Об этом Уральской ТПП рассказал руководитель департамента регуляторной политики Института по развитию и адаптации законодательства Александр Трахтенберг:
– Немногие, увы, знают, что скрывается за тремя буквами – ОРВ.
Речь пойдёт об оценке регулирующего воздействия. Инициатор создания этого института – Президент Российской Федерации. ОРВ – обязанность органов власти выявлять замечания и предложения предпринимателей по проектам нормативных правовых актов (далее НПА) и через дискуссии устранять разногласия. Впервые закон дает право предпринимателям непосредственно вступать в диалог с властью.
Область ОРВ – НПА в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности. Представительных и исполнительных органов власти.
ОРВ – это абсолютно легальная форма влияния предпринимателей на нормотворчество. Нет, конечно, нельзя говорить о том, что люди дела могут принимать участие в разработке НПА, хотя и тут могут быть варианты. Но государству в целом, как системе, выгодно участие предпринимателей в публичных консультациях – это обязательный элемент ОРВ, благодаря которому могут быть выявлены самые «грязные» нормы регулирования.
Предприниматели либо напрямую, либо через своих представителей имеют законное право влиять на способы регулирования, на конкретные нормы. А чиновники, разрабатывая текст НПА, всегда принимают во внимание только и исключительно интересы органов власти. Никогда интересы предпринимателей не ставятся на первое место, для чиновников это противоестественно. И кто-то должен быть им в противовес.
Выход один – единственным оппонентом может быть только сам предприниматель. Если исходить из идеологического посыла, что предприниматели и чиновники – это, как минимум, партнеры, то участие реального бизнеса в публичных консультациях и в целом в ОРВ является необходимым и неизбежным. Хотя есть такие чиновники, которые «на дух не переносят» ОРВ, но в таком случае на помощь приходит Прокуратура Российской Федерации.
Несмотря на необходимость участия предпринимателей в ОРВ, все же нормотворчество – это сфера для специального участия. Чиновники изначально конструируют регулирование, исходя из поставленных целей и задач, и очень часто просто не видят других способов достижения целей. И это иногда происходит непреднамеренно, без злого умысла.
В этом процессе часто проскальзывают неудачные нормы, коррупционные нормы и просто нормы, «сильно неправильные» с точки зрения предпринимателей. Единственное решение в этом случае – повседневная, кропотливая работа как с документами, так и с органами власти. Бюрократия против бюрократии – иначе никак.
Естественно, тут все средства хороши: и упомянутая выше ОРВ, и антикоррупционная экспертиза, и различные общественные обсуждения. Конечно, и «силовые» методы – прямое обращение в суды, где предметом иска может быть разное, иногда совсем экзотическое, ранее не используемое, но юридически возможное. Обращения в Прокуратуру Российской Федерации нельзя исключать из этого перечня.
Безусловно, многие из этих инструментов доступны и самим предпринимателям, но мы абсолютно уверены в том, что не дело бизнеса идти «войной» на чиновников, все упомянутые инструменты завязаны на конфликт интересов. Споры с органами власти несут высокие риски текущей деятельности, которые могут закончиться крупными проблемами для бизнеса.
Учет интересов и потребностей предпринимателей еще на самом первом этапе – разработка и обсуждение концепции регулирования, является задачей-максимум. Изменения, переделка, дополнения НПА всегда на деле «грязнее» и скандальнее. Сильным вариантом могло бы быть создание некой платформы, в рамках которой бизнес и власть будут разрабатывать и обсуждать регулирование, глядя «глаза в глаза».
СПРАВКА:
В 2019 году на Среднем Урале был создан Координационный совет по оценке регулирующего воздействия. Его возглавляет вице-губернатор Свердловской области Олег Чемезов.