На прошедшей в середине июля выставке ИННОПРОМ-2017 руководители компаний Mishima Kosan Со, Ltd, ЗАО НПП «Машпром», ROTOBO и JETRO встретились с первым вице-губернатором Свердловской области Алексеем Орловым и президентом Уральской ТПП Андреем Бесединым. Речь на встрече шла о реализации проектов, договоренности о которых были достигнуты в ходе визита официальной делегации Свердловской области в Японию.
Посещение Страны Восходящего Солнца в 2013 году завершилось созданием совместного предприятия с екатеринбургским ЗАО НПП «Машпром». Опыт СП «Мишима-Машпром» обсуждался на российско-японском промышленном форуме "Оптимизация торгово-промышленных связей". Было решено продолжать совместную работу.
О российско-японских проектах рассказывает управляющий директор ЗАО НПП «Машпром» Александр Котельников.
- Александр Борисович, на выставке ИННОПРОМ-2017 было подписано соглашение о сотрудничестве между НПП «Машпром», ЕВРАЗ НТМК и Nippon Steel. О чем идет речь?
- Мы договорились с японскими партнерами о совместной модернизации коксовой батареи металлургического комбината, которая позволит повысить энергоэффективность и улучшить экологическую обстановку в Нижнем Тагиле. Специалисты наших инжиниринговых компаний уже приступили к обследованию установки сухого тушения кокса и оборудования углеподготовительного цеха ЕВРАЗ НТМК, по окончании которого мы сможем предложить комбинату более современные технологии для перевооружения производства. Какого-то разделения труда между нашими и японскими инженерами нет: мы объединили усилия и работаем рука об руку.
- На прошедшем ИННОПРОМе много говорилось об успешной работе СП «Мишима-Машпром». Расскажите поподробнее о реализованном проекте.
- Совместное предприятие занимается изготовлением стенок кристаллизаторов машин непрерывного литья заготовок (МНЛЗ). До 2012 года они закупались исключительно в европейских странах. Мы совместно с Уральским федеральным университетом разработали свою технологию изготовления плит с применением газотермического покрытия и предложили испытать ее управляющему директору ЕВРАЗ НТМК Алексею Кушнареву.
Прямо скажу, был риск, поскольку кристаллизаторы – очень ответственный узел в МНЛЗ, и сбой в его работе мог нанести комбинату большой ущерб. Но Кушнарев нам поверил и получил феноменальный результат: ресурс модернизированных кристаллизаторов был повышен в 4-6 раз по сравнению с западным оборудованием. Благодаря эффективной технологии СП отвоевало у европейских конкурентов уже 40% рынка, и мы хотим распространить ее на все комбинаты России (она уже применяется на всех слябовых машинах в РФ), чтобы к 2020 году завоевать уже 70% рынка кристаллизаторов. «Машпром» практически выполнил задание правительства России по локализации этого оборудования для машин непрерывного литья заготовок. В планах развития компании — выход на рынки Украины, Казахстана, Швеции, Ирана и других государств.
- В средствах массовой информации было сообщение о сотрудничестве «Машпрома» с MitsubishiHeavyIndustries - ЕС по выпуску мусороперерабатывающих заводов. Каков вклад вашей компании в этот проект?
- «Машпром» берет на себя базовый инжиниринг и локализацию производства примерно 70% оборудования. Японская сторона предлагает отработанные технологии утилизации мусора, которые значительно снижают вредное воздействие на окружающую среду по сравнению с обычным сжиганием. Переработка мусора там осуществляется в два этапа с получением при высоких температурах гранулированного шлака, что исключает выбросы оксида азота. На третьем этапе производится каталитическая доочистка отходов.
Производить оборудование для мусоропереработки мы готовы в ОЭЗ «Титановая долина». Но тема идет очень тяжело, поскольку экологические проекты плохо окупаются, и чтобы их реализовать, нужен федеральный заказчик и, соответственно, финансирование. В правительстве рассматривается вопрос о выделении денег на реализацию пилотного проекта в Улан-Уде. Нам предстоит его реализовать, чтобы показать всем эффективность применяемой технологии.
По нашим подсчетам, для России надо минимум 300 таких заводов. В Японии, которая сопоставима с РФ по населению, их построено уже 1200. Россияне, к сожалению, еще не осознают масштаб экологического бедствия, которое несут всем нам открытые полигоны отходов. Посмотрите на Широкореченскую свалку высотой в 30 метров: выделяется метан, периодически происходят возгорания, крысы и прочие грызуны растаскивают по окрестностям заразу, зараженные стоки просачиваются в подземные воды…
Мне кажется, мы уже находимся на грани экологической катастрофы, и наше сотрудничество с японскими партнерами в области переработки бытовых отходов позволяет это отчетливо осознать. Думаю, реализация пилотного проекта в Улан-Уде и тиражирование его по всей стране помогут переломить ситуацию и станут еще одним положительным итогом деловой миссии свердловских предпринимателей в Японию.