В Уральской ТПП прошел семинар "Импорт: вызовы, тренды и технологии". Консультант по вопросам транспортной логистики и ВЭД компании "ЕвроТрансЭкспедиция" Марина Вакуленко отметила, что российская таможня за последние годы сделала серьезный прорыв, переведя большую часть таможенный процедур в электронный формат.
В результате сегодня можно, не выходя из офиса, заполнить все необходимые документы и получить цифровую электронную подпись для осуществления экспортных операций. Вопреки расхожему мнению, это несложно и недорого.
Кроме того, сильно меняется валютный контроль. Если несколько лет назад экспортеру надо было доказывать сам факт проведения сделки, то сейчас все это в прошлом: ФТС централизованно передает необходимую информацию в Центробанк и в коммерческие банки. К 2020 году поставлена задача: убрать все препоны, мешающие осуществлять процедуру в считанные часы, а также устранить проблемы, связанные с оплатой авансовых платежей при проведении импортно-экспортных операций.
С января 2018 года, проинформировала эксперт, заработает новый Таможенный кодекс ЕврАзЭС, в котором предусмотрена передача многих полномочий таможенных органов стран Союза на межгосударственный уровень. Единые стандарты сделают процедуру оформления товаров более прозрачной. Кодекс предусматривает лишь электронную форму заполнения документов. При выпуске товаров в обращение не нужно будет предоставлять пакет документов – если в течение четырех часов не возникнет вопросов к электронной декларации на товары, то выпуск пройдет автоматически.
Однако наряду с упрощением процедур внешнеэкономической деятельности государство Российское увеличивает ответственность за недобросовестные действия участников ВЭД. После объединения баз данных ФТС и ФНС, а также введения системы контроля "НДС-2", налоговые органы отслеживают все платежи и понимают, откуда пришел товар, по какой цене, как прошло оформление и где налог на добавленную стоимость не был уплачен.
В начале 2018 года будет запущена система "НДС-3", которая станет отслеживать платежи в режиме он лайн, и тогда, прогнозирует Марина Вакуленко, доберутся до использующих упрощенную систему налогообложения ИП и ООО, у которых спросят, откуда у них импортный товар.
Сейчас в Москве, утверждает Вакуленко, вовсю идет доначисление налогов по сделкам, осуществлявшимся в 2014-2015 годах. Суммы выставляются довольно внушительные: от 3 до 18 миллионов. Число уголовных дел с 2014 по 2016 год выросло на 50%. По действующему законодательству налоговые долги компании могут взыскиваться не только с собственников бизнеса, но и с директоров и главных бухгалтеров. За долги они теперь отвечают личным имуществом: Пленум ВС РФ разрешил арестовывать даже единственное жилье руководителей.
Тенденция ужесточения наказания за прошлые грехи налицо: закон позволяет взыскивать недоимку в течение трех лет после ликвидации юридического лица. В этой ситуации у предпринимателей два выхода: либо становиться прозрачными, либо добиваться своей правоты в судах. Эксперты говорят, что сегодня большой популярностью пользуются услуги аудиторов, которые помогают бизнесу разобраться в хитросплетениях законодательства.
Вице-президент Уральской ТПП Александр Макаров отметил, что специалисты Палаты ежегодно участвуют в более чем 300 спорах самой различной направленности: "Когда надо принять непростое решение в хозяйственном либо в научно-техническом споре – в том числе с участием иностранных контрагентов, то обычно обращаются к нам. И мы не стесняемся судиться даже с нашими партнерами из ФНС и ФТС, если понимаем, что санкции предъявлены к бизнесу чрезмерные. Наша главная функция – защита интересов бизнеса, в том числе и от произвола надзорных органов".