Федеральная налоговая служба обнародовала письмо от 09.01.2018 года, в котором она разъяснила, как будет исполнять постановление Конституционного суда РФ N 39-П о полномочиях налоговых органов по взысканию налогов с физических лиц, в том числе руководителей в случае невозможности взыскания задолженности с компаний-банкротов. Эксперты Уральской ТПП полагают, что бизнес ждут серьезные испытания, поскольку налоговики будут определять степень ответственности руководителей банкротных организаций за их налоговые долги и получения выгоды от недобросовестных действий по косвенным признакам.
Резонансное постановление КС № 39-П было принято 8 декабря 2017 года после обращения группы лиц, в том числе бухгалтера Галины Ахмадеевой, которую Красноуфимский городской суд обязал возместить ущерб, нанесенный бюджету путем уклонения от уплаты налогов организации, которую она обслуживала как "привлеченный" бухгалтер по договору. Заявительница в связи с этим попросила признать неконституционными ряд положений законодательства, поскольку налоговые платежи в бюджет осуществляются на основании не гражданско-правовых, а публично-правовых (налоговых) норм.
Конституционный суд, однако, решил, что за неисполнение налоговых обязанностей, вызванного неправомерными действиями организации и конкретных работников, могут нести ответственность и физические лица в рамках уголовного, административного и гражданского законодательства. При определении размера возмещения вреда, причиненного бюджету физическим лицом, следует учитывать его имущественное положение – в частности, факт обогащения в результате совершения налогового преступления.
Председатель Комиссии по бухучету, аудиту, налогам и правовой защите предпринимателей Уральской ТПП, генеральный директор ООО "АКП Маминой", аттестованный аудитор Ирина Мамина считает, что реализация на практике положений постановления КС может привести к появлению новых рисков для бизнесменов, поскольку Федеральная налоговая служба толкует судебную позицию чрезмерно широко, намереваясь определять факт получения выгоды по косвенным признакам.
В частности, в письме ФНС от 9 января 2018 года говорится, что при поиске доказательств обогащения следует обращать внимание на то, улучшилось ли в период неуплаты налогов материальное положение семьи руководителя, как контролирующего организацию лица, превысили ли его расходы официальные доходы, направлялись ли средства компании фиктивным подставным юридическим лицам и т.д.
"Вы же понимаете, что одно дело – ответственность организации с ее оборотами и совсем другое – конкретного гражданина, для которого такая налоговая недоимка будет просто неподъемной", – полагает Ирина Мамина.
Комиссия по бухучету, аудиту, налогам и правовой защите предпринимателей Уральской ТПП намерена рассмотреть практику привлечения к налоговой ответственности граждан по долгам организаций и последние разъяснения ФНС РФ на одном из своих ближайших заседаний.