- Александр Николаевич, это Ваш второй срок на посту председателя Свердловского областного отделения Российского общества оценщиков. Насколько изменились задачи, которые стоят перед Вами?
- Задачи усложняются, что связано, с одной стороны, с непростой ситуацией в отрасли в целом, а с другой – с изменениями, которые происходят в сфере оценочной деятельности. Введение квалификационного регулирования с 1 апреля ставит профессиональное сообщество в очень сложное положение. Есть основания полагать, что число оценщиков сильно сократится. В частности, в нашем отделении мы ожидаем, что одна треть от количества действующих членов перестанет заниматься оценочной деятельностью. По стране статистика, думаю, будет такая же, если не хуже.
- Скажется ли это как-то на бизнес-процессах и на экономике в целом?
- Конечно, потому что людей, которые способны оценивать имущество и имущественные права, станет меньше. Переход к квалификационному регулированию по направлениям оценочной деятельности предполагает, что оценщик получает квалификационный аттестат по одному из трех направлений: «Оценка недвижимости», «Оценка движимого имущества» и «Оценка бизнеса». Если он имеет аттестат по недвижимости, он не сможет оценивать транспортные средства, оборудование и, тем более, бизнес. Можно, конечно, получить несколько аттестатов и работать по всем направлениям, но практика показывает, что есть проблемы с получением и одного аттестата. Не исключаю, что по каким-то направлениям специалистов будет не хватать, и это может создать проблемы для потребителей услуг по отдельным направлениям оценки.
Думаю, сократится не только количество оценщиков, но и количество компаний, занимающихся оценочной деятельностью. С 1 апреля они должны иметь в штате не менее двух оценщиков, которые успешно прошли экзамен, дающий право предоставлять услуги. При том минимуме оценщиков, которые сегодня имеются в оценочных компаниях, любой провал на экзаменах приведет к тому, что организация утратит право заниматься оценкой. Соответственно, она уходит с рынка и не имеет возможности выполнить обязательства по ранее заключенным договорам. Вполне возможно, что нагрузка на оценщиков повысится. Несмотря на то, что рынок оценки падает и заказы сокращаются, я не уверен, что оставшиеся на рынке специалисты смогут справиться с объемом работы.
- Введение квалификационного регулирования позволит повысить качество оценки?
- Вполне возможно. С одной стороны, это неплохо, что люди сдают экзамен, читают нормативную базу, вспоминают теорию – никому не помешает освежить знания по федеральным стандартам оценки. С другой – экзаменационные вопросы вызывают массу споров и неоднозначно воспринимаются оценщиками - зачастую они формулируют узкие ситуации, а не проверяют общие знания. Теоретически, по логике проверяющих, качество оценки должно измениться, но как именно – сказать сложно.
- Что делает региональное отделение Российского общества оценщиков, чтобы не допустить негативных последствий для бизнес-сообщества? Какую помощь Вам оказывает Уральская ТПП?
- Мы вместе с Уральской ТПП делаем все возможное, чтобы сохранить в региональном отделении как можно больше профессиональных оценщиков. Палата оказывает нам поддержку в проведении мероприятий, на которых мы проводим обучение наших членов, обсуждаем проблемы и вырабатываем совместную позицию саморегулируемых организаций оценщиков. На базе Уральской ТПП СРО региона создали Региональный совет по оценочной деятельности, который возглавила вице-президент Уральской ТПП Светлана Окулова. Его задача – организация диалога между бизнес-сообществом и властью – в том числе с помощью законодательных инициатив, которые мы через Уральскую ТПП отправляем в Торгово-промышленную палату России и в Общественную палату РФ. К примеру, на последнем заседании Регионального совета мы вырабатывали консолидированную позицию по участию оценщиков, не сдавших квалификационный экзамен, в судебных экспертизах. Надеюсь, что наша позиция будет услышана властями, и нам удастся избежать негативного сценария развития событий после первого апреля.