В своем интервью Андрей Беседин сослался на данные Свердловскстата в ответ на утверждение журналиста, что промышленность региона ушла в «минус» по итогам прошлого года. По данным статистики, область отчиталась с некоторыми повышениями по валовому региональному продукту относительно 2013 года, хотя нынешние потрясения начались уже в августе прошлого года. Андрей Беседин пояснил, что этот рост был достигнут, в основном, за счет металлургической отрасли. Декабрьский скачок валюты только добавляет к этому тренду.
Другой крупнейший блок предприятий — машиностроительная отрасль, которую можно условно разделить на две составляющие — это оборонка и гражданское машиностроение. У них ситуация диаметрально противоположная. Сегодня наше государство нуждается в продукции оборонного машиностроения, чтобы занимать и отстаивать свою позицию в международном диалоге. В качестве примера Андрей Беседин привел в Машиностроительный завод им. Калинина, который сегодня не испытывает никаких проблем с заказами. Это позволяет предприятию успешно разрабатывать и реализовывать инвестиционные проекты.
В гражданском машиностроении ситуация складывается с точностью до наоборот. У предприятий тяжелого машиностроения цикл изготовления достигает до 20 месяцев. Эти предприятия сделали свои заделы в благополучном и спокойном 2013 году. Но в 2014 году некоторые иностранные предприятия-партнеры взяли паузу, одни по распоряжению правительства, другие по своим убеждениям, есть и такие. Проявляются риски срыва или задержки поставок оборудования и технологий. Надо учитывать, что часть предприятий машиностроительной отрасли находится в стадии переоснащения производственных мощностей, и значительный объем станочного парка, оборудования и технологий высокого уровня заказан для этого как раз из Европы.
Андрей Беседин подчеркнул, что положение дел усугубляет взлетевшая ключевая и учетная ставка. Это удар по машиностроению, которое в отличие от металлургии не успело пройти этап модернизации. На позиции машиностроителей влияет позиция крупных компаний и государства как заказчика. Наши предприятия также вынуждены порой отказывать российским партнерам и продавать стратегическую продукцию за границу потому, что сегодня это выгодно. А это уже вопрос национальной безопасности, который должно решать государство.
Возникшие сегодня трудности могут затормозить процессы развития машиностроительных предприятий. Они накладываются на застарелые проблемы отрасли и вместе мешают развитию российского машиностроения. Для решения возникших проблем государство должно повернуться к бизнесу лицом.