9 июля 2012 г. Уральская Торгово-промышленная палата и Российский институт стратегических исследований при Президенте РФ провели круглый стол, посвященный последствиям вступления России в ВТО для среднего Урала. В дискуссии приняли участия представители органов государственной власти Свердловской области и ведущие уральские предприниматели.
В июле 2012 г. Россия должна ратифицировать документы о присоединении к ВТО. Вместе с тем, в обществе не прекращаются споры о целесообразности такого шага.
Сторонники вступления ВТО отмечают, что РФ получит возможность обращаться в инстанции ВТО для эффективного разрешения торговых споров, будет облегчен доступ на иностранные рынки, отпадет необходимость вести индивидуальные переговоры с каждым из многочисленных торговых партнеров России. Страна, принявшая общие правила торговли, станет более привлекательной для инвестора, а возросшая конкуренция с иностранцами и снижение пошлин на оборудование будут стимулировать модернизацию отечественных предприятий и рост производительности труда. Наконец, за счет импорта снизятся цены и вырастет разнообразие потребительских товаров.
Противники российского участия в ВТО парируют эти аргументы. Россия вступает в организацию неподготовленной, нуждается в реформировании система налогообложения, кредитования, страхования и т.д. Китай, Индия, Южная Корея сначала проводили модернизацию, а затем вступали в ВТО. В результате от ВТО выиграют «сырьевики» (металлурги, производители удобрений и т.д.), а реальный сектор (особенно, легкая промышленность, машиностроение и сельское хозяйство), будет окончательно подорван, не выдержав конкуренции с иностранными компаниями. Как результат, рост безработицы, социальные взрывы в моногородах и окончательное превращение России в поставщика сырья для развитых стран.
Вместе с тем, взвешенный подход к проблеме сегодня может заключаться в следующем. Вступление в организацию для России несет в себе как повышенные риски (отдельные предприятия и даже отрасли не выдержат конкуренцию с иностранными производителями), так и открывает новые возможности (доступ на глобальные рынки сбыта, привлечение технологий и инвестиций). Первый вариант означает закрепление за страной статуса сырьевой державы, второй – ее модернизацию. Для того, чтобы пустить развитие российской экономики по второму пути необходимо в предстоящий переходный период максимально освободить ее от внутренних специфических барьеров (коррупции, бюрократизации, неэффективного налогообложения), сформировать необходимые стимулы развития реального сектора. Очевидно, сделать это без обратной связи с деловым сообществом не представляется возможным.
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ: "РОССИЯ И ВТО"
Всемирная торговая организация (ВТО) была учреждена в 1994 г. на основе Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), подписанного по инициативе США и Великобритании после Второй мировой войны. ГАТТ, а затем и ВТО официально ставят целью развитие мировой торговли путем снижения таможенных тарифов и ликвидации нетарифных барьеров, установления общих правил торговли. Своей заслугой ГАТТ-ВТО, например, считает рост мировой торговли в период с 1950 по 1997 г. в 14 раз, а также отсутствие крупных торговых войн, наподобие тех, что происходили в 1930-х и способствовали углублению Великой депрессии.
Базовый принцип ВТО – страна-участник открывает свой рынок для других государств (предоставляет им режим наибольшего благоприятствования, приводит к общему знаменателю тарифы и отменяет квоты) взамен на такой же доступ к внешним рынкам. Другими словами, у государства появляются широкие возможности для завоевания новых рынков, что хорошо для его «сильных» экспортоориентированных отраслей (для России – экспорт сырья), но при этом неизбежно возрастает конкуренция на внутреннем рынке с иностранными импортерами в тех секторах, где национальная экономика имеет более слабые позиции (для России – реальное производство и сельское хозяйство). Поэтому развитые страны с сильным промышленным экспортом имеют преимущество в ВТО, а развивающиеся могут использовать инструменты организации для модернизационного рывка или усугубить свое отставание в качестве сырьевого придатка в международном разделении труда. Для России, таким образом, важно не только войти в глобальную торговую систему, но в максимально короткий период адаптировать к ней свою экономику и перевести ее на инновационные рельсы, ликвидировать тормозящие факторы (коррупцию, административные барьеры, инфраструктурные проблемы), в противном случае присоединение к ВТО может иметь очевидные неблагоприятные последствия.
В ВТО входит более 150 стран мира, на которые приходится около 95% всей мировой торговли. Около 30 государств ведут переговоры о присоединении. СССР отказалось участвовать в ГАТТ, опасаясь доминирования в этой структуре США. Россия начала переговоры о вступлении в ВТО в 1995 г. Они затягивались как в связи с жесткой позицией Москвы (особенно сложными были переговоры с США, ЕС и КНР), так и в связи с политизацией вопроса (например, со стороны Грузии). Как показала мировая практика, многое при вступлении зависит от проработанности позиции нового члена. Первой на постсоветском пространстве в спешке в ВТО вошла Киргизия, в результате чего в республику хлынули массовые дешевые товары из соседнего Китая и была практически уничтожена местная промышленная база, а сама страна переквалифицировалась на реэкспорт китайской продукции в СНГ.
Россия действовала иначе и добилась условий, которые смягчают процесс вхождения в ВТО, включая применение переходных периодов (в среднем 2-3 года, а по наиболее чувствительным товарам 5-7 лет), расширенную господдержку некоторых секторов (например, 9 млрд дол. в год для сельского хозяйства, что вдвое превышает стандартный уровень, установленный ВТО и текущие госсубсидии России), а также беспрецедентные в истории ВТО изъятия по режиму промсборки автокомпонентов в РФ. В этих же целях правительство намерено применять и другие незапрещенные правилами ВТО нетарифные инструменты, в частности заменить повышенную пошлину на ввоз подержанных иномарок специальным утилизационным сбором, развивать госзаказ и др. Кроме того, Москва, которая постепенно должна будет опустить средний уровень таможенных пошлин с 10,3% до 7,1%, сохраняет право на их увеличение по своему усмотрению, хотя это и повлечет аналогичные ответные меры других стран ВТО. После всех снижений около половины ставок останутся на текущем уровне Таможенного союза.
Тем не менее, многие специалисты упрекают правительство РФ в том, что названные меры носят ситуационных и фрагментарный характер, а в стране так и не появилась комплексная программа перехода экономики к условиям ВТО. Например, механизмы государственной поддержки экспорта, включая его страхование и кредитование, только формируются, практически нет подготовленных специалистов в области права ВТО. Сейчас важно вести непрерывную работу по мониторингу «самочувствия» экономики, в т.ч. в регионах, и оперативно принимать новые допустимые меры защиты и стимулирования отечественных производителей.
В целом, среди экспертов существуют полярные оценки последствий присоединения России к ВТО. Сторонники отмечают, что РФ получит возможность обращаться в инстанции ВТО для эффективного разрешения торговых споров (основными ответчиками по которым традиционно выступают США и ЕС), в т.ч. подавать коллективные иски вместе с другими странами. Будет облегчен доступ на иностранные рынки, например, США, которые отменят поправку Джексона-Вэника. Отпадет необходимость вести индивидуальные переговоры с каждым из многочисленных торговых партнеров РФ. Страна, принявшая общие правила торговли, станет более привлекательной для инвестора. Возросшая конкуренция с иностранцами и снижение пошлин на оборудование будут стимулировать модернизацию отечественных предприятий и рост производительности труда. За счет импорта снизятся цены и вырастет разнообразие потребительских товаров.
Противники российского участия в ВТО парируют эти аргументы. Россия вступает в организацию неподготовленной, нуждается в реформировании система налогообложения, кредитования, страхования и т.д. Китай, Индия, Южная Корея сначала проводили модернизацию, а затем вступали в ВТО. В результате от ВТО выиграют «сырьевики» (металлурги, производители удобрений и т.д.), а реальный сектор (особенно, легкая промышленность, машиностроение и сельское хозяйство), будет окончательно подорван, не выдержав конкуренции с иностранными компаниями. Как результат, рост безработицы, социальные взрывы в моногородах и окончательное превращение России в поставщика сырья для развитых стран.
Есть и другой аспект. В последнее время в условиях мирового финансово-экономического кризиса мировые торговые лидеры все чаще обращаются к протекционистским мерам. В этой связи возникает вопрос о том, стоит ли России, входя в ВТО, ограничивать собственные возможности макроэкономического маневрирования именно сейчас, в период крайней турбулентности мировых рынков? С другой стороны, многие современные формы протекционизма, такие как, например, манипуляции валютными курсами, или минимизация затрат на труд (отсутствие пенсионной системы в КНР) часто выходят за пределы компетенции ВТО и нуждаются в регламентации на новых глобальных площадках, в частности на уровне G20, на чем и настаивает Москва.
Споры о ВТО в России сейчас уже вышли за рамки экспертной дискуссии и перекочевали в политическую плоскость. Решение о приеме России в ВТО было принято 16 декабря 2011 г. на Министерской конференции Всемирной торговой организации. Соответствующий пакет документов теперь должен быть ратифицирован российским парламентом до 23 июля 2012 г., в противном случае Москве нужно будет заново проводить переговоры. Оппозиция в Госдуме (КПРФ и Справедливая Россия) выступила резко против ратификации, оспорив законность протокола о присоединении к ВТО в Конституционном суде России и инициировав всероссийскую акцию протеста «Останови ВТОржение». Митинги против ВТО запланировали и ряд общественных организаций, в т.ч. те, которые в апреле 2012 г. безуспешно пытались вынести вопрос на федеральный референдум. Депутаты «Единой России», тем не менее, намерены утвердить протокол ВТО на пленарном заседании Государственной Думы во вторник, 10 июля с. г.
Таким образом, взвешенный подход к проблеме ВТО сегодня может заключаться в следующем. Вступление в организацию для России несет в себе как повышенные риски (страна не выдержит конкуренцию с иностранными производителями), так и открывает новые возможности (доступ на глобальные рынки сбыта, привлечение технологий и инвестиций). Первый вариант означает закрепление за страной статуса сырьевой державы, второй – ее модернизацию. Для того, чтобы пустить развитие российской экономики по второму пути необходимо уже в оставшийся переходный период максимально освободить ее от внутренних специфических барьеров (коррупции, бюрократизации, неэффективного налогообложения), сформировать необходимые стимулы развития реального сектора. Очевидно, сделать это без обратной связи с деловым сообществом не представляется возможным.